О методике раннего развития Г.Домана
1. Кто такой Глен Доман и его метод раннего развития детей?
Глен Доман (Glenn Domann) в 1940 г. Окончил Пенсильванский университет. Он был одним из первых, кто начал исследования развития интеллекта у детей. В 1955 г. он основал Институт Развития Человеческого Потенциала. К началу 60-х годов Институт приобрел известность своими успехами в реабилитации детей страдающими нарушениями функций головного мозга. В течении многих лет, работая с больными и здоровыми детьми более, чем ста национальностей, Глен Доман получает уникальные данные о возможностях стимулирования мозговой активности в определённый период жизни детей: от рождения до семи лет. Одновременно эта работа привела к очень важным открытиям, касающимся роста и развития здоровых детей. Глен Доман своими трудами продемонстрировал, что дети в очень раннем возрасте более способны к обучению, чем мы себе представляем. Он исследовал детей от рождения и до шести лет, а также причины, по которым они обучаются лучше и быстрее, чем дети более старшего возраста. На основании этих открытий были созданы программы для обучения детей чтению, математике, энциклопедическим знаниям по которым родители могли заниматься с малышами в домашних условиях. Учёный делает вывод об удивительном интеллектуальном потенциале, которым награждается любой ребёнок от рождения. Задача взрослого, чтобы этот потенциал реализовать. То есть «дать неограниченные возможности в жизни».
2. Зачем обучать малыша в раннем возрасте?Учёными доказано, что интенсивное развитие функций головного мозга человека происходит в возрасте до 3-х лет ( на 70-80%) и завершается в возрасте 7 лет. Поэтому время от рождения и до 3-летнего возраста – самый интенсивный период мозговой деятельности. И не воспользоваться этим моментом было бы большим упущением. Ребёнок в этом возрасте величайший исследователь, первооткрыватель и «умственный труженик». Очень важно с рождения погрузить ребёнка в среду активного речевого общения. Мозг малыша способен развиваться только в процессе работы. Если в голову ребёнка проникают факты – его мозг приходит в активное движение. Два основных канала, через которые информация об окружающем мире проникает в мозг ребёнка – это зрение и слух. Сведения, по методике, подаются системно. Показываем большие карточки с крупными буквами для обучения чтению, красные точки и цифры для обучения количеству и счёту, картинки и иллюстрации для получения энциклопедических знаний и озвучиваем их. Информация демонстрируется очень быстро, потому что, в отличии от взрослых, ребёнок усваивает новую информацию мгновенно. Потенциал гениальности при рождении малыша очень высок и это родители должны учитывать развивая и обучая ребёнка. Ещё доктор Фуллер говорил о том, что «…все дети рождаются гениями, а мы тратим первых шесть лет жизни для того, чтобы лишить их этой гениальности».
3. Что представляет собой методика обучения чтению по Доману?
Методика позволяет обучение чтению словами целиком, минуя этап послогового проговаривания, и рассчитана на детей от 3-х месяцев до 7 лет. Мы показываем ребёнку 5 карточек со словами крупного красного шрифта(а позже и чёрного шрифта) в течении 5 секунд. Наши занятия разбиты по урокам, которых в день должно быть несколько. Сначала мы с ребёнком будем проходить слова, затем словосочетания, а далее предложения и книги. Методика Г. Домана достаточно длительного применения ( примерно месяцев 9 - 12). Это становится для Вас как образ жизни и интересная игра для ребёнка. Это же мы с вами, родители, знаем, что обучаем ребёнка чтению, но для ребёнка это игра. И, безусловно, в конце каждого урока – игры обязательно должна звучать похвала в адрес ребёнка. Получается, что малыш обучается чтению в игре. Занятия по методике занимают в день около 1-2 минут, но частота и регулярность должны будут присутствовать. Методика позволяет развивать зрительные и слуховые анализаторы; формирует активный и пассивный словарный запас; развивается память малыша и нестандартное мышление. Но одно из основных моментов – это выход в беглое осознанное чтение, т.к. мы обучаем чтению словами целиком, а не по буквам и слогам. Это качественно новый уровень чтения. Дети идут в школу, после методики Домана, со скоростью чтения 100 слов в минуту (это уровень 4-5- класса). И очень любят этот процесс, т.к. читать они могут достаточно быстро (владеют скорочтением) сразу же.
4. Как ребёнок научится читать, если он ещё не умеет говорить?
Очень просто. Для того, чтобы малышу научиться читать, ему совсем не обязательно уметь говорить. Речь имеет 2 формы: устную и письменную. Процесс понимания, как устной, так и письменной речи – это один и тот же процесс. Маленькие дети могут учиться читать слова и предложения точно так же, как они учатся понимать устную речь. Конечно, официальной педагогике не придёт в голову обучать ещё не говорящего ребёнка, ведь мы привыкли сразу же видеть плоды труда, т.е. ребёнок должен обязательно повторить то, что мы ему показываем и объясняем. А если ребёнок ещё не говорит, то и учить его считается напрасным трудом. Нет, так называемой, «обратной связи». Но в ребёнка природой заложен огромный потенциал, который с каждым годом «угасает». Малыши необычайно жадны к знаниям, что бы мы им не рассказывали и не показывали, это их природная способность. Недаром говорят: «Самый любопытный на Земле человек – это младенец». Это родителям нужно обязательно учитывать в воспитании и развитии малыша. Г. Доман говорит, что «… ребёнка в год легче научить читать, чем в два, а в два легче, чем в три, в три легче, чем в четыре…». Читать про себя ребёнок может научиться гораздо быстрее, чем вслух. И это можно с лёгкостью проследить во время занятий с малышом.
5. Что такое математика по Г. Доману и как обучать малышей?
Математические вычисления – одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счёту. Детей нужно учить считать как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому росту мозга, а, следовательно, и интеллекта. Обучение математике также можно начинать с 3-х месяцев. Как? Очень просто. Мы будем показывать ребёнку карточки с точками, количествами. Будем обучать его натуральной математике, а не порядковому счёту и графическому обозначению цифр, как обучают в школе. Ведь что такое цифра? Это своеобразный шифр, код какого-то числа. С помощью такой формы подачи материала ( карточки с точками) малышу становится понятно, что 72 – это сколько?! Дети потом с лёгкостью считают в уме, т.е. понимают значение каждого числа, что за ним скрывается. Карточки показываем быстро, за 5 секунд 5 карточек. Также мы научим ребёнка и простым арифметическим действиям на сложение, вычитание, умножение, деление и т.д. Детям очень нравится математика, и они любят считать. Это происходит, как бы само собой. Такая форма знакомства с математикой более понятна для ребёнка.
6. Что такое энциклопедические знания для ребёнка по методике Г. Домана?Для малыша - это скорейший способ постижения окружающего его мира: предметов и назначений, мира животных и растений, мира правильных и неправильных фигур, мира красок и звуков. Знакомство со страной Знаний у малыша проходит весело и интересно путём знакомства с отдельными фактами. Эти факты представлены перед ребёнком в виде иллюстраций и фотографий, рисунков. Как обучаем? Показываем перед малышом картинки и озвучиваем их. По каждому из фактов есть уровни сложности от 0 до 11 ( т.е. знания становятся более глубокими). Так мы проходим такие темы как: грызуны, декоративные растения, драгоценные камни, древние корабли, животные Америки и Европы, знаки Зодиака, музыкальная грамота и многие другие. И можем начинать заниматься с малышами от 6 месяцев до 7 лет.
Занятия по Доману у нас проходят весело и интересно в форме игры. А заканчиваются уроки непременно похвалой в адрес ребёнка. И занимают в день, от силы, 1-2 минуты. Конечно же, нанимаясь по методике, мы не должны думать, что ребёнку не нужны рисование, музыка, лепка и т.д. Методика Г. Домана – обучающая методика. Мы обучаем ребёнка чтению, математике, энциклопедическим знаниям 1-2 минуты в день. А всё остальное время посвящать необходимо и другим развивающим программам. Может быть это будет методика М. Монтессори, Никитиных, школы раннего развития для детей и т.д. Ребёнка необходим развивать всесторонне развитой личностью. Мамочкам нужно только не лениться и заниматься малышами! Понятно, что нет времени, средств зачастую не хватает, но это достаточно будет трудно объяснить ребёнку через лет этак 10-15. Тем более зная, что многое зависит от Вас – первых и самых любимых учителей для Ваших ненаглядных карапузиков. Задача родителей – заложить хороший старт! Все Ваши старания не пройдут даром и вернутся сторицей, главное верить в ребёнка и его потенциал.
Автор: Елена Чупринина, директор и преподаватель центра раннего развития "Умница в Беларуси"